суббота, 2 июля 2011 г.

MAYBACH: Рождение и возрождение Maybach

Прототип первого Maybach W3, 1921 г. Элегантный кабриолет SW с кузовом «Глезер», 1938 г. Бессмертное детище Майбаха – Mercedes, 1901 г. Maybach Zeppelin польского энтомолога графа Лещинского, 1931 г. SW был самым дешевым из Maybach, 1935 г. Таким мог быть послевоенный «Майбах» – прототип с кузовом «Шпон», 1951 г.
Спортивный кабриолет венгерской принцессы Эстерези с кузовом «Шпон» стал лауреатом конкурса элегантности, 1932 г. Рекламный буклет, подчеркивающий преимущества ускоряющей передачи.
Сегодня, когда концерн DaimlerChrysler готовит к производству лимузин Maybach, нужно вспомнить, что некогда легендарная автостроительная фирма, основанная отцом и сыном Майбахами, начала производство легковых машин ровно 80 лет назад.
Вильгельм Майбах родился в 1846 году в семье столяра, но в десятилетнем возрасте мальчик осиротел. Попав в приют, он всей душой потянулся к директору его столярной мастерской – Готлибу Даймлеру. С его благословения Майбах получил инженерное образование, и когда в 1876 году Даймлеру предложили стать техническим директором моторостроительной фирмы Deutz, Майбах стал ее главным конструктором. В этом альянсе Даймлер выполнял коммерческие функции и занимался созданием собственной фирмы, а Майбах проектировал все технические шедевры.
В 1879 году у Майбаха родился сын Карл, а в 1882 его старший друг Готлиб Даймлер основал собственную моторостроительную компанию, где Вильгельм снова получил должность главного конструктора.
Майбах работал над новым двигателем, и работа над ним кипела вовсю. Соседи, правда, считали, что в мастерской осели фальшивомонетчики и даже однажды вызвали полицию. Но это не помешало изобретателям создать в 1885 году первый в мире мотоцикл, в 1886 – автомобиль, а в 1888 – моторную лодку.
В историю предприятие Даймлера вошло как первый автомобильный завод, а Майбах, получивший штат из 12 инженеров, – как первый автоконструктор. В 1895 году Вильгельм Майбах создал первый пульверизационный карбюратор. Изобретение было настолько удачным, что применялось повсеместно вплоть до появления инжектора. Позже Майбах сконструировал двигатель Phoenix (Феникс), который благодаря своим характеристикам завоевал рынки Франции и Германии. Впоследствии многие известные автостроители оснащали свои модели этим популярным 6-сильным мотором.
В 1899 году Майбах строит первый гоночный автомобиль Daimler Phoenix, двигатель которого размещался спереди, развивал 8 л.с., а при помощи 4-ступенчатой КПП разгонял машину до 20 км/ч. На эту необычную конструкцию обратил внимание консул Австро-Венгрии в Ницце Эмиль Елинек. Он приобрел партию «птичек» для продажи, а несколько из них в рекламных целях выставил на горные гонки в 1900 году. Машины победили, но один из гонщиков команды во время аварии погиб. Елинек всерьез задумался над тем, как обезопасить новую конструкцию. Он едет в Канштадт на завод Daimler, где быстро находит общий язык с Майбахом. Результатом их встречи стал необычный по тем временам автомобиль на низкой раме. Впереди был расположен 4-цилиндровый 32-сильный мотор, перед которым установили первый сотовый радиатор. Усилие от двигателя передавалось на задние колеса при помощи карданного вала. Так ровно сто лет назад появился автомобиль классической компоновки, которая применяется в автомобилестроении до сих пор. Елинек нарек это чудо техники в честь своей 9-летней дочери Мерседес, что в переводе с испанского означает «Грация».
В работе над первым Mercedes Майбаху помогали два талантливых юноши: его сын Карл и сын Даймлера Пауль. Вскоре после появления первого Mercedes Готлиб Даймлер умер в возрасте 67 лет, фирму возглавил его сын. Имя Mercedes в 1903 году стало торговой маркой всех выпускаемых фирмой Daimler автомобилей. В 1907 году при поддержке Фердинанда Порше Елинек попытался создать еще один автомобиль, названный в честь его младшей дочери Майи, но проект постигла неудача.
Пауль Даймлер был способным инженером, но невероятно чванливым и своенравным человеком. Майбахов как более талантливых конструкторов он боялся и всеми силами старался их выжить. После очередного скандала в 1906 году отец и сын были вынуждены покинуть фирму, для которой столько сделали.
В 1907 году давний клиент фирмы «Даймлер» граф Фердинанд фон Цеппелин поручил династии Майбахов разработку новых двигателей для его дирижаблей. Этот
мотор получил название W1 и в 1910 помог Майбахам основать собственную моторостроительную фирму в Фридрихсхафене, рядом с верфью графа. В 1912 фирма становится собственностью «Короля Конструкторов», как тогда называли Карла Майбаха, а отец был его консультантом. Шестицилиндровые 250-сильные моторы W1, способные работать под любым углом наклона, вывезли немецкую военную машину в первой мировой. Когда после Версальского договора Германию лишили авиации, фирма переключилась на производство 6-цилиндровых моторов для грузовиков и автобусов.
Но Карла не покидало желание воплотить в жизнь давнюю мечту его гениального отца – о великолепном автомобиле. Так в октябре 1921 года был представлен роскошный Maybach W3, носящий имя его отца. Эмблему фаэтона украшал вензель в виде объединенных букв М. Оригинальная трансмиссия первой модели представляла собой планетарную коробку передач с двумя переключаемыми педалью передачами. Причем вторая, пониженная, предназначалась лишь для езды в сложных условиях. Под высоченным капотом размещался 5,7-литровый 6-цилиндровый 70-сильный мотор, сработанный с такой надежностью и прочностью, что Maybach и до сегодня сравнивают с британским Rolls-Royse.
С этого события началась эра шикарных автомобилей Maybach. Большинство сконструированных Карлом машин оснащались 6-цилиндровыми моторами большого литража и приличной мощности, и лишь немногим удавалось стать счастливыми обладателями 12-цилиндровых 200-сильных монстров. Рама любого Maybach была верхом надежности благодаря особой коробчатой конструкции балок. В 1925 Карл Майбах совершенствует свой двигатель, увеличив объем до 7 литров, а мощность до 120 л.с. Трансмиссия осталась прежней. Новый автомобиль, получивший индекс «Maybach W5», стал быстрее, но Карл продолжал его совершенствовать. В 1927 году появилась ускоряющая передача, способная работать с любой из двух передач планетарного механизма. Такая конструкция разгоняла тяжелую машину до 130 км/ч.
В августе 1929 о Майбахе заговорили даже равнодушные к автомобилям люди. Пять моторов пронесли дирижабль «Граф Цеппелин» вокруг Земли за 448 часов, а это был мировой рекорд. Карл решил увековечить это событие, имевшее непосредственное отношение к его семье. В память о полете и как памятник скончавшемуся в январе 1929 года отцу, он создает легендарную 12-цилиндровую модель Maybach Zeppelin. Начало Великого кризиса было не лучшим временем для таких гигантских проектов, но Maybach не мог строить простых машин, а антикризисная программа заключалась в создании более дешевого 6-цилиндрового автомобиля на раме от Zeppelin.
В 1931 году Карл предлагает новую трансмиссию, объединившую ускоряющую передачу с традиционной трехступенчатой КПП. С помощью рычага переключения передач выбирался один из трех режимов движения, а затем двумя рычажками на рулевой колонке можно было переключаться на необходимую передачу.
Кузова для всех Maybach строили кузовные ателье со всей Европы, но наиболее преуспела в этом фирма Германа Шпона из Равенсброка, где находилась и штаб-квартира Maybach Motorenbau. Стоимость любого Maybach была очень высокой, а для управления таким автомобилем необходимо было иметь права на вождение грузовика! Вот и отправлялись подготовленные в Равенсбрюке механики-водители вслед за хозяевами по их гаражам. Среди владельцев Maybach было много коронованных и титулованных особ, известных бизнесменов, в том числе чемпион мира по боксу Макс Шмелинг.
Все Maybach имели подвеску на продольных полуэллиптических рессорах, пока не появилась серия SW, которая получила 6-цилиндровый 140-сильный двигатель и новую подвеску типа «качающаяся ось». Эта подвеска имела поперечные рессоры с цилиндрическими пружинами на конце. При этом задние колеса в резком повороте норовили «ускользнуть» под кузов. Машинами этой серии пользовались многие высшие чины Рейха.
В 1941 году Maybach был вынужден перейти на производство танковых 12-цилиндровых моторов собственной конструкции. До 1945 было выпущено 140 тысяч двигателей для танков «Тигр». А за 20 лет – с 1921 по 1941 г. – произвели 1775 шестицилиндровых и 340 двенадцатицилиндровых автомобилей.
После поражения Германии Карл попал в плен к французам, где занимался авиационными моторами. В 1948 он возвращается к разрушенному на 70% заводу. Возрождение началось с создания тепловозных и стационарных двигателей. В 1951 году на довоенном шасси Maybach был построен SW42 – прототип, внешне напоминавший Mercedes-Benz 300, но в серию машина не пошла. В 1960 году фирма Maybach была поглощена компанией Daimler-Benz. Несколько месяцев спустя в возрасте 81 года Карл Майбах скончался.
На Токийском автосалоне в 1997 году был представлен новый прототип под названием Mercedes-Maybach, его производство начнется в 2002 году. Что ж, подождем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий